Пост о Дрездене вызвал
такой резонанс в виде комментариев к блогу, к фотографиям и личных
писем, что у меня невольно произошло дальнейшее самообразование об
исторических событиях в этом городе. Благо материала в связи с
800-летием Дрездена сейчас более чем достаточно. Но мне лично единичные
людские судьбы более интересны, чем судьбы целых больших городов.
Поэтому я решила собрать по кусочкам биографию создателя церкви
Богородицы – Георге Бера, т.к. "округлённого" конкретного материала на
русском языке не нашла даже в интернете. Буду всем благодарна за ссылки
на эту тему.
Впервые титул „Архитектор“ – тогда это был титул, а не название профессии –был присуждён в 1730 году саксонскому создателю церкви Богородицы в Дрездене (Frauenkirche) Георге Беру (George Bähr). Названия деятельности «инженер-механик», более подходящего к роду работы, выполняемой господином Бером, тогда ещё не существовало. До этого события Бер называл себя деятелем искуств или латинским словом «механикус».
Георге Бер родился 15 марта 1699 года в семье бедного ткача в местечке Фюрстенвальде / Восточные Рудные горы. С поддержкой деревенского церковного служащего получил начальное образование и отправилься в город Лауенштайн для обучения плотницкому мастерству. С 1690 года его жизненный путь был связан с Дрезденом, где он вначале работал плотником, мечтая посетить Италию с её грандиозными строениями в стиле барокко. Преследуя эту цель, изучал механику, создавал органные проспекты, упражнялся в лепке и художественном штукатурстве, так же проектировал замки и церкви.
Даже не имея мастерского удостоверения, Георге Бер уже в 39-летнем возрасте был призван на пост Ратсциммермейстера (Ratszimmermeister). Пользуясь своей позицией, старался модернизировать церковное строение, поддерживая мнение о том, что существующие методы и традиции уже давно не соответсвуют запросам времени и евангелического верования. Первой, в 1708 году выстроенной церковью под руководством Георге Бера, была церковь с восьмигранным фундаментом в части Дрездена - Лошвиц. Затем следовала целая череда евангелических церковных и жилых строений – Сиротская церковь (Waisenhauskirche) была построена в 1710 году в Дрездене, позже в 1713 – 1716 годах - Троицкая (Dreifaltigkeitskirche) в Шмидеберге / Рудные горы, церковь в Форшхайме недалеко от Покау, 1719 – 1726 многие другие в Кёнигштайне, Хонштайне, Кессельсдорфе – это всё окрестности Дрездена, а так же многочисленные жилые дома в самой столице Саксонии.
Но основным, роковым и самым выдающимся созданием этого великого архитектора была церковь Богородицы в Дрездене.
Заказ на проектирование церкви Бер получил в 1726 году. Фрауенкирхе была построена на пожертвования граждан Дрездена протестантского, т.е. евангелического вероисповедания. Финансирование и строительство церкви взял на себя городской совет. Но король Август Сильный, приняший католичество по политическим мотивам, с целью стать королём Польши, настоял на том, что бы все планы строительства были предоставлены ему на официальное утверждение. Через 4 года в фундамент церкви был заложен первый камень и в 1734 году освящено внутренне сооружение.
У сегодняшних профессионалов вызывает восхищение кропотливость создания этой церкви без современных средств строительства – гидравлических прессов, эксковаторов и подъёмников, а так же скепсис с которым Беру приходилось бороться на протяжении всего периода работы над этим сооружением. Используя возможности 18 века, строители церкви вынуждены были вывезти на конных повозках по искуственно созданной наклонной около 19 000 кубометров земли. Яма для фундамента, соответсвующая трёхметровому по глубине футбольному полю была опустошена в помошью 9 500 единичных ходок. Только для фундамента понадобилось 7 600 кубометров строительных материалов, которые доставлялись на лошадях и транспортировались вертикально с помощью верёвочно-деревянных приспособлений. Необходимо ещё отметить уровень столярного мастерства для изготовления строительных лесов и стелажей. Конструкция купола Фрауенкирхе стала новым словом в истории европейской архитектуры. Как и вся церковь, её купол был выполнен из песчаника, добытого в Эльбских Песчаных горах, и весил более 12.200 тонн. Это была первая конструкция с каменным куполом, поскольку до этого было принято строить деревянные или медные купола. Георге Бер создал чудо статики: вес гигантского каменного колокола распределяется на восемь опор и до сих пор являет собой уникальное явление инженерного искусства.
Другая отличительная особенность Фрауенкирхе – роскошный алтарь в стиле барокко, построенный Иоганном-Кристианом Фейге по проекту Георге Бера.
Для строительства постоянно не хватало денег, долгие годы Георге Бер работал без оплаты, вложил все свои средства, полностью разорил и обездолил свою семью, в конце концов заболел и умер не дожив до окончания строительства и освящения этой церкви 27 мая 1743 года. Церковь была достроена с водружением на каменный купол хрестоносного купола, против которого выступал Георге Бер. Великий архитектор умер 16 марта 1738 года, т.е. на следующий день после празднования своего 72-х летия. После смерти Георге Бера очень быстро распространились слухи о самоубийстве, якобы он взобрался вверх по строительным лесам и покончил с собой, другая теория предполагет падение сверху из-за старческой слабости, третья – кто-то его столкнул. Эта третья теория базировалась и укоренилась в 19 веке на основе преположения о том, что в следствии споров о каменном куполе и «католической конкуренции» со стороны придворного архитектора Чиавери, Георге Бер принял насильтвенную смерть. Это подтверждали останки умершего– пробитый череп. Совсем другие слухи говорят о том, что он был в то время привязан к кровати и естественно не мог подняться по строительным устройствам. Все рассказы о смерти или самоубийстве только возбуждают фантазии авторов и исследователей, свидетелей уже нет, основные источники сожжены, всё по правилу – к особой жизни принадлежит особая смерть.
Я где-то читала о том, что при восстановлении церкви были найдёны останки её создателя и произошло новое торжественное захоронение , но сейчас уже не знаю источника этой информации, найду – допишу.
Для написания этого текста мне пришлось использовать много устного и письменного материала на немецком языке, список которого будет длиннее, чем сам текст, поэтому его не указываю, но буду благодарна каждому, кто может быть профессионально уточнит мною переведённые названия церквей.
Впервые титул „Архитектор“ – тогда это был титул, а не название профессии –был присуждён в 1730 году саксонскому создателю церкви Богородицы в Дрездене (Frauenkirche) Георге Беру (George Bähr). Названия деятельности «инженер-механик», более подходящего к роду работы, выполняемой господином Бером, тогда ещё не существовало. До этого события Бер называл себя деятелем искуств или латинским словом «механикус».
Георге Бер родился 15 марта 1699 года в семье бедного ткача в местечке Фюрстенвальде / Восточные Рудные горы. С поддержкой деревенского церковного служащего получил начальное образование и отправилься в город Лауенштайн для обучения плотницкому мастерству. С 1690 года его жизненный путь был связан с Дрезденом, где он вначале работал плотником, мечтая посетить Италию с её грандиозными строениями в стиле барокко. Преследуя эту цель, изучал механику, создавал органные проспекты, упражнялся в лепке и художественном штукатурстве, так же проектировал замки и церкви.
Даже не имея мастерского удостоверения, Георге Бер уже в 39-летнем возрасте был призван на пост Ратсциммермейстера (Ratszimmermeister). Пользуясь своей позицией, старался модернизировать церковное строение, поддерживая мнение о том, что существующие методы и традиции уже давно не соответсвуют запросам времени и евангелического верования. Первой, в 1708 году выстроенной церковью под руководством Георге Бера, была церковь с восьмигранным фундаментом в части Дрездена - Лошвиц. Затем следовала целая череда евангелических церковных и жилых строений – Сиротская церковь (Waisenhauskirche) была построена в 1710 году в Дрездене, позже в 1713 – 1716 годах - Троицкая (Dreifaltigkeitskirche) в Шмидеберге / Рудные горы, церковь в Форшхайме недалеко от Покау, 1719 – 1726 многие другие в Кёнигштайне, Хонштайне, Кессельсдорфе – это всё окрестности Дрездена, а так же многочисленные жилые дома в самой столице Саксонии.
Но основным, роковым и самым выдающимся созданием этого великого архитектора была церковь Богородицы в Дрездене.
Заказ на проектирование церкви Бер получил в 1726 году. Фрауенкирхе была построена на пожертвования граждан Дрездена протестантского, т.е. евангелического вероисповедания. Финансирование и строительство церкви взял на себя городской совет. Но король Август Сильный, приняший католичество по политическим мотивам, с целью стать королём Польши, настоял на том, что бы все планы строительства были предоставлены ему на официальное утверждение. Через 4 года в фундамент церкви был заложен первый камень и в 1734 году освящено внутренне сооружение.
У сегодняшних профессионалов вызывает восхищение кропотливость создания этой церкви без современных средств строительства – гидравлических прессов, эксковаторов и подъёмников, а так же скепсис с которым Беру приходилось бороться на протяжении всего периода работы над этим сооружением. Используя возможности 18 века, строители церкви вынуждены были вывезти на конных повозках по искуственно созданной наклонной около 19 000 кубометров земли. Яма для фундамента, соответсвующая трёхметровому по глубине футбольному полю была опустошена в помошью 9 500 единичных ходок. Только для фундамента понадобилось 7 600 кубометров строительных материалов, которые доставлялись на лошадях и транспортировались вертикально с помощью верёвочно-деревянных приспособлений. Необходимо ещё отметить уровень столярного мастерства для изготовления строительных лесов и стелажей. Конструкция купола Фрауенкирхе стала новым словом в истории европейской архитектуры. Как и вся церковь, её купол был выполнен из песчаника, добытого в Эльбских Песчаных горах, и весил более 12.200 тонн. Это была первая конструкция с каменным куполом, поскольку до этого было принято строить деревянные или медные купола. Георге Бер создал чудо статики: вес гигантского каменного колокола распределяется на восемь опор и до сих пор являет собой уникальное явление инженерного искусства.
Другая отличительная особенность Фрауенкирхе – роскошный алтарь в стиле барокко, построенный Иоганном-Кристианом Фейге по проекту Георге Бера.
Для строительства постоянно не хватало денег, долгие годы Георге Бер работал без оплаты, вложил все свои средства, полностью разорил и обездолил свою семью, в конце концов заболел и умер не дожив до окончания строительства и освящения этой церкви 27 мая 1743 года. Церковь была достроена с водружением на каменный купол хрестоносного купола, против которого выступал Георге Бер. Великий архитектор умер 16 марта 1738 года, т.е. на следующий день после празднования своего 72-х летия. После смерти Георге Бера очень быстро распространились слухи о самоубийстве, якобы он взобрался вверх по строительным лесам и покончил с собой, другая теория предполагет падение сверху из-за старческой слабости, третья – кто-то его столкнул. Эта третья теория базировалась и укоренилась в 19 веке на основе преположения о том, что в следствии споров о каменном куполе и «католической конкуренции» со стороны придворного архитектора Чиавери, Георге Бер принял насильтвенную смерть. Это подтверждали останки умершего– пробитый череп. Совсем другие слухи говорят о том, что он был в то время привязан к кровати и естественно не мог подняться по строительным устройствам. Все рассказы о смерти или самоубийстве только возбуждают фантазии авторов и исследователей, свидетелей уже нет, основные источники сожжены, всё по правилу – к особой жизни принадлежит особая смерть.
Я где-то читала о том, что при восстановлении церкви были найдёны останки её создателя и произошло новое торжественное захоронение , но сейчас уже не знаю источника этой информации, найду – допишу.
Для написания этого текста мне пришлось использовать много устного и письменного материала на немецком языке, список которого будет длиннее, чем сам текст, поэтому его не указываю, но буду благодарна каждому, кто может быть профессионально уточнит мною переведённые названия церквей.
Комментарии |
|
|||||
Re[2]: Архитектор
Всё аналогично - развитие русского
остановилось когда-то, я тоже слова подбираю. Мне даже когда-то очень
больно пришлось выслушать одну критику. Я сделала перевод, сама собой
была довольна, а потом пришла рецензия корректора, о построении
предложений в русском языке, о грамматике.. он к сожалению был прав, я
весь текст очень близко к оригиналу перевела и он звучал " загранично",
т.е глагол всегда на втором месте был, не часто использовала глаголы с
приставкой - cя, много англицизмов...Я стараюсь просто много читать на
обоих языках в перемешку. Да и я уверенна, если этот текст прочтёт
кто-то, живущий в России, он тоже найдёт повод для критики.
|
||||||
Re[3]: Архитектор
Если очень искать, то всегда
можно найти к чему прикопаться... Когда сажусь за комп, у меня слова на
русском как-то автоматически вылетают, а если пишу от руки, то
обязательно пишу русские и немецкие буквы вперемешку...
|
||||||
Re: Архитектор
Очень интересный текст, особенно
любопытной кажется та деталь, что архитектор пренебрёг семьёй ради
строительства здания, не каждый день встретишь такое... Ну а алтарь,
конечно, потрясающей красоты!
|
|||||
Re: Архитектор
Спасибо, мне было очень интересно
читать. Особенно потому, что я увлеклась после нашей переписки поисками и
нашла, что архитектора в одном из рассказов называли плотником. В этих
источниках его фамилия пишется Бэр. Еще интересно было читать о том, как
собор стоял, как разрушился, как восстанавливался. Это все уникальная
история. Спасибо, Наталия.
|
|||||
Re[2]: Архитектор
В моей фамилии тоже есть эта буква
"ä" - одно мучение, произноситься по разному в разных немецких
диалектах, про переводческому русскому ГОСТу должен быть "е", т.е. не
фонетический перевод, по немецкому ISO 9 "э" - оставим так :-).
|
Хоть я и понимаю всё прекрано на немецком, у меня трудности с переводом, часто не нахожу нужное слово и буксую. :))))