Темы

середа, 22 липня 2015 р.

Трондхайм

В Трондхайм мы попали 13-го июня. Это был последний город Норвегии до пересечения полярного круга. Некоторые из нас заказали экскурсии, шли к автобусам, мы опять обошлись без экскурсий, потому что этот город мой муж немного знал - бывал здесь в командировках. Наша толпа из нескольких сотен пассажиров очень целеустремлённо топала в город, а на встречу нам шли жители. Что запомнилось: всё улыбались, многие ещё были одеты в зимнюю одежду, но эта одежда уже висела на талии в виде узла, люди оголили плечи, эмоционально что-то рассказывали друг другу - никакой северной скованности. Прямой наводкой мы вышли на площадь где был субботний рынок. Там наблюдали смесь умернной торговли, только норвежскими продуктами: сыр, таранька, рыба, крестьянский хлеб, колбаса из лося (а не так как в Германии - бананы, ананасы, питахая... вы понимаете что я хочу сказать?) и музыки с развлечениями для семей. Одна норвежка спросила меня не с корабля ли мы? С какого? А потом поблагодарила со словами: "Вы нам привезли солце! Когда будете отчаливать - оставьте его нам, а мы весь год будем помнить ваш корабль и за вас молиться." Оказывается они после поляных тёмных зимних дней в тот день впервые увидели яркое солнце и были безмерно благодарны. С начала светлого времени в погоде царили туманы и моросил дождик. У них есть придание, что приплывёт какой-то корабль и привезёт солнце. Я ещё никогда не видела в людях такой благодарности природе.
После центра, по улице где находилась ратуша с красивым выложенным мозаикой входом, ноги привели нас к лютеранскому Нидаросскому собору. Это название я прочла в интернете, мне оно не нравиться, потому что там такого названия не звучало. Все говорили Nidarosdomen или просто Дом. Место коронации норвежских монархов. Захоронение Олафа Святого, здание 1030-го года. Много раз горел, много раз восстанавливался, последний раз в 2001 году. Ну чем-то похож на парижский Нотрдам. Готика, витражи, атмосфера. Вход платный, но так как там через 15 минут должна была начаться служба с нас не стали брать за вход.
За собором кладбище. Я всегда фотографирую кладбища - они отражают общество. В этом кладбище была английская сдержанность и материальное благополучие до смерти. На самом кладбище цветов нет, а вот за пределами - такие высокие тюльпаны, с метр!
Старый город  - это отражение торговли прошедших веков. Это дерево, спасённое от пожаров, скромная жизнь с природой у воды, ведь основным предметом торговли в Норвегии всегда были дары моря, это сочетание старины и современности.

Вереница этих деревянных домов заканчивается современными комплексами с супермаркетами и бутиками, с парковкой для катеров. А вот сразу за ними, за этими супермаркетами вот какие дворики. Даже не вериться что стена справа - это стена  супермаркета с сотнями и тысячами посетителей - там в этом дворике тихо и уютно.
Мой муж искал резиденцию в которой ночуют монархи, когда бывают в Трондхайме. А я что-то была занята своими мыслями, не сильно вникала что он ищет, не слышала его, увидела что интернет свободный, нащёлкала сообщение сестре. Короче он нашёл, говорит сфоткай, я сфоткала, пошли дальше. Сколько уже в каюте было возмущений! "Я тебя просил сфоткать!" "Я сфоткала, вот - что ты просил сфоткать?". Вот это несчастное фото, как говорится - кому что (Я сфоткала электрозаправку ;-) ):
Оказывается этот бежевый деревяный дом - это резиденция монархов. От других домов отличается только небольшим гербом при входе и короной в ограждении лестницы.
Такой вот Трондхайм - современный, добротный и скромный.

субота, 11 липня 2015 р.

Гайранер и Далсниба

Жизнь меня такой крокодилей челюстью опять втянула в работу и голова уже полностью забыла о том, что недавно был отпуск. В отпуске хотелось зафиксировать и описать каждый момент. Позже я думала, возвращаясь мыслями в поездку этого года, что Норвегия совсем другая страна, не такая какой я себе её представляла и что для меня она разделилась на 2 части - зелёная, счастливая, добротная Норвегия и суровая, серая, малолюдная, холодная страна. Про зелёную Норвегию я решила когда-то написать один пост после Бергена - всё вместе в кучу, но полезла в фотки и поняла - один, нет мало, столько ещё позитива на душе, надо запомнить названия, сделать себе мостики на память.
Когда мы двигались по Гайранер фьорду моросил дождик, туманы гуляли по склонам, была такая бизарная, таинственная, сказочная атмосфера с лицами со скал и известными водопадами - фата невесты, 7 сестёр, а напротив водопад Freier))), фраейр, жених - крепкий водяной поток.

Лекторы нам уже рассказывали, что в тупике этого водного языка находится местечко с названием Гайранер с всего 250 чел. населения. Ещё до входа во фьорд нас обогнал другой лайнер - AIDA, с 3,5 тыс. человек пассажиров на борту. Круизный директор объявил по микрофону, что сегодня в фьорде спокойно, только мы и AIDA. А вообще-то в сезон этот уголок Земли готов принять до 7 таких лайнеров как AIDA. Можете себе представить - 250 жителей и 20-22 тысячи туристов...Но это место где молодёжь не ищет лучшей жизни - они остаются жить дома, потому что летом можно заработать на весь год и больше, а зимой отдохнуть в своей стране или за границей на заработанное. Здесь можно сочетать турбулентность и покой.
Естественно при таком наплыве туристов есть мысли и задумки на тему окружающей среды. Вот одна из идей - Gateway. Своего рода выдвигающаяся конструкция к одному из деков круизного лайнера, сокращает количество поездок катеров, доставляющих людей из лайнера на берег и так же способстует уменьшению количества зависающих в воздухе выхлопных газов.

За этим местечком находятся горы, а справа зигзаговая дорога под названием Adlerstraße - орлиная дорога, а последний поворот Adlerkehre (Орлиный вираж), со смотровой площадкой. Эта дорога ведёт к нескольким крестьянским дворам в которых производятся интересные продукты, например, карамелизированный коричневый козлиный сыр.  Рассказывали и историю о том, что подступ к этим дворам был таким не проходимым, что хозяева умудрялись годами не платить налоги, подтягиая лесницу вверх, когда узнавали о приходе налогоплательщика. Со временем лавины, суровый климат, неподступность к этим местам в зимнее время заставили людей покинуть эти места. Наследники живут теперь в городишках типа Гайранер, дворы оживают только летом, в туристическую пору. Самым удивительным для меня был тот факт, что там цветут абрикосы. Сначала мы побывали на этом орлином вираже и полюбовались обалденным видом на весь фьорд.
А потом нас отвезли на ту гору, которую мы видим за населённым пунктом - Дальснибба. Вид на Гайранер фьорд с промежуточного пункта. Справа видна Орлиная дорога.
Пейзажи чем-то напоминали Альпы. Все эти дворы не являются сегодня жилыми домами крестьян, они были оставлены в 40-х годах прошлого столетия, но в наше время отреставрированны за миллионы норвежских крон, для будущих поколений, для туристов.
Но на какой бы высоте над уровнем моря мы не находились, каким бы впечатляющим не был бы слой июньского (!) снега - везде расчищен путь, ни ухабин, ни ямок, маркировка канта.
Сверху я думала у меня от холода и ветра отпадут все конечности. Но момент стоил того что бы его пережить, обняв норвежского бетонного троля.
Гайранер фьорд является природным наследием ЮНЕСКО c 2005 года. Длина 15 км, ширина вариируется от 0,6 до 1,3 км. От океанического побережья Норвегии до Гайранер примерно 100 км. Гайранер фьорд является продолжением Суннильвсфьорда, который в свою очередь ответвляется от Сторфьорда. У нас к сожалению не оставалось времени просто пройтись по Гайранер, высадка с корабля, автобус, фото пауза номер один, фото пауза номер два, потом три, посмотрите на лево, потом на право, посадка на корабль... Посмотрим, закинет ли меня моя жизнь ещё раз в этот уголок Земли.

субота, 4 липня 2015 р.

Берген

Первым фьордом в который заплыл наш корабль после ночного плавания по Северному морю был  Байфьорд. Живущие в Норвегии меня исправят, если не так транслитерирую. Слово фьорды чисто норвежского происхождения и перешло именно из норвежского во все языки мира. Фьордом называются морские языки, образовавшиеся в процессе таяния ледников в межгорных щелях материка. Поэтому фьорды внутри материковой части глубже, чем на границе между морем и фьордом. Таких определений что, почему, и как называется, нам на лекциях рассказывали море, но слава Богу, что запомнила хоть несколько. Уже при первом взгляде веяло скандинавской атмосферой и пассажиры при медленном передвижении судна фокусировали свои камеры, фотики, бинокли на каждый мимо проплывающий домик.
Порт города Берген, второго по величине города Норвегии с примерно 280 тыс. населения, был забит круизными кораблями и частными яхтами. 
Экскурсию мы не заказывали, а просто ещё дома посмотрели что можно увидеть своим ходом. Как потом выяснилось уже за ужином, мы побывали во всех тех направлениях куда отправлялись и другие пассажиры, заказавшие экскурсию, разница только в том, что было сэкономлено по стольнику на чело и мы не двигались в кучке. 
Первыми домами, встречающими туристов, была вереница деревянных построек разного цвета, называемые Бругген или Туске Бругенн, некогда с примерно середины 14 века символизирующими принадлежность к Ганзе. Торговые центры короче.
Города этого торгового объединения встречаются на севере Германии, в доль побережья Атлантики Северного и Балтийского морей и отобразились на фасадах этого исторического города.
 Даже канализационные люки привлекают внимание:
Бругген пытаются сохранять в своём первозданном виде, но и не делают из него недоступную музейную крепость: в каждом доме ещё кипит жизнь, бутики, информбюро, сувенирные лавки, где-то пахнет выпечкой с корицей, где-то продают меховые шкуры, даже торговля в рождественской лавке в середине июня в полном разгаре. Всё это такое древнее деревянное, urig, как говорят в Германии, но оплата VISА-ой или American Express-ом.

Следующим шагом познавания местности был рывок к фуникулёру, где мы поднялись на одну из семи гор, окружающих Берген. Берген вообще-то в переводе означает не "гористый", как я думала, от слова Berg, а "трава между горами". Ну, а там сверху подтвердилась информация лектора о том, что Берген самый дождливый город Европы (а все думают самый дождливый где-то в Англии) - начало моросить. Правда даже в мокроватую погоду панорама захватывает дух:
А сверху нас ждал обалденный лес: сырой, сочно-зелёный, загадочный, мохровый и ..живой
Там же на детской площадке и троллик
Как видите... у нас здесь в Германии 40 градусов тепла сегодня... я совсем на последнем издыхании.. короче слов больше... будет мало...
Рыбий рынок оставил без слов. Что сказать - там Япония. Суши японцы поедают не давая им остыть от температуры морского тела. Всё не дёшево, но так обалденно!
Кстати про тараньку. Её варят, потом ложат в маринад из уксуса и лука, едят в пост, а не с пивом в бане...Её и экспортируют тоннами. Витрины рыбьего рынка, что только человек не употребляет в пищу...
И это только начало нашего путешествия...
Мы размечтались что после такого рынка на ужин будет что-то местное, морское. Был говяжий стейк из Бразилии. Было и какое-то рыбное блюдо, но не с этого рынка...

середа, 24 червня 2015 р.

Корабль-мечта

Вообще всё планировалось по-другому. Мы хотели подарить себе какое-то особенное путешествие на серебрянную свадьбу, но когда проснулись, поняли что что-то особенное не бывает по принципу "last minutes". Пришлось заняться темой серьёзно и солидно, так с полгода подготовиться, но отложить - это не отменить. Во всех наших бумагах стоял другой корабль - MS Hamburg и мы трепетно ждали начала круиза. За неделю до отпуска мой муж уже наблюдал в интернете в какой точке планеты судно находится и возмущался что оно где-то задержалось, по идее должно быть уже дальше... За 2 дня до вылета в Гамбург и дальнейшего до мелочей продуманного переезда в Киль с забронированной ночёвкой нам пришло письмо, что судно повреждено и будет всё лето стоять в доке. Хорошо, что последующее письмо было в том же конверте, а то я бы разочаровалась в жизни окончательно. В нём сообщалось, что наше путешествие будет организованно на другом корабле - MS Deutschland. Всего по морям и океанам земного шара на плаву примерно 300 люксусных кораблей осуществляющих круизные перевозки. О количестве туристов я не берусь говорить, потому что есть корабли в которых вмещается 3-4 тысячи пассажиров (AIDA) и больше, эти громады я уже много раз видела в некоторых портах, а есть такие как наш - 520. Правда MS Hamburg перевозит только 350 и поменяв корабль организаторы не успели на скорую руку набрать полный пассажирский состав - некоторые кабины остались пустыми. После всех сообщений мы по интернет-вебкамере наблюдали вход MS Deutschland в Кильский порт и все процессы присходящие на корабле (окраску трубы в жёлтый цвет). Кто живёт в Германии знает этот корабль по телевизионной серии "Das Traumschiff", заполняющей наши вечера с начала 80-х. Всего было снято 73 эпизода о романтике, любви, красивых уголках нашей планеты.  Das Traumschiff  означает  "корабль-мечта", поэтому я так назвала этот пост. Есть в мире много немецкоговорящих женщин, считающих Сашу Хена, актёра исполняющего одну из главных ролей, предметом своей мечты, а не само судно.
Вот таким мы увидели корабль в Киле в день прибытия:
и таким день спустя, при посадке:
Кабина у нас была внутри на восьмом деке (этаже). Вот там где видны тендерные оранжевые лодки - это шестой этаж, всего их 9. И вот такое солнечное небо, как на втором фото, нас сопровождало почти всё время. В какой бы порт мы не заходили нам люди на берегу после всех экскурсий говорили: "Счастливого плавания, но солнце оставьте здесь". Солнце на севере Европы вообще особая тема. Один раз оно взошло и не заходило. На русском говорят - белые ночи, в Скандинавии Mitternachtsonne или midnattssol - полуночное солнце. Полуночные фото будут в следующих постах, а пока один из последних закатов где-то на уровне Копенгагена.
Внутри корабль имел очень ностальгический дизайн. Бронза, плюш, перила под красное дерево, 20-ые годы. На стенах много картин. Туалетно-душевые комнаты в кабинах с арматурой золотого цвета, покрывала из брокката, мебель под корковое дерево, подсветки, золочённые скульптуры.
Вид с регистрации (Reception) на пятом деке вверх с цветными витражами:
На корабле есть 3 ресторана, несколько баров, бутики, фотограф, спа ареал, сауна, бассейн. При первом виде я была немного разочарована тем, что бассейн был закрыт сеткой.
Но как только мы переплыли за поляный круг, бассейн начали обогревать, сняли сетку и после веселого, слегка подалкогонизированного, праздника Нептуна нашлись и такие пассажиры которые сбегали в свои кабины, переоделись в белые махровые халаты и булькались в воду, в то время когда с неба лупил ливень - пунктуально повезло на праздник моря.
В ресторанах мне было особенно приятно находиться, потому что из 170 человек команды (всех: матросы, офицеры, наводчики, обслуживающий персонал, 2 доктора, парикмахер, ювелир, бурик-продавщицы, фотографы, лекторы, круиз директора, рецепционисты, организаторы экскурсий), 78 человек были из Одессы, Одесской и Николаевской областей - рідненьки мої. Они радовались мне, я радовалась им, ихнему профессионализму, возможностям, которые они имеют, опыту, знанию языков. Для моего поколения это не само собой разумеющееся - работать на таких кораблях, опыту. Атмосфера была очень положительная и юморная. Русскому и украинскому языкам они научили даже филиппинских и индонезийских коллег.
Были у нас и другие праздники возле бассейна с пивом и жаренными поросятами, заканчивающиеся буйными танцами. Хочу ещё сказать, что возрастной контингент пассажиров можно отнести к пенсионному возрасту 60-90 лет, таких как мы было процентов 10, семей с детьми вообще не было, мы сильно тянули средне-статистическую цифру в низ, хотя тоже уже не шестнадцатки - около полтинника стукнуло. Все дедушки, которые пришли на корабль на рулаторах и с палочками, после жаренных поросят могли прямо ходить и получили морской румянец, не пропуская ни одной экскурсии.

При входе в какой-то порт обычно проводились лектораты, т.е. желающие могли прийти в Kaisersal и прослушать лекцию о городе, округе, достопримечательностях и природе с диаподдержкой на экране. Кайзерзал служил концертным залом в котором ежедневно вечерами проводились выступления артистов присутсвующих на борту. Таланты из персонала были тоже представлены в так называемом Crewshow (Спасибо Ане за народный танец и Оле за "Черемшину", а так же за My way).
Путь наш лежал в Норвегию, аж до Шпицбергена. Всего мы проплыли 2,5 тыс км на этом чудесном кораблике, два раза летали и до дома добрались на прямом поезде из Дюссельдорфа.


понеділок, 22 червня 2015 р.

Kiel

Лет так 24 назад шла я по Фрайбергу, пихая впереди детскую коляску, и придерживая успокоительно плечико сына, потому что он был любителем выходить из "транспорта" до его остановки, просто так перекинув ножку через перило. На встречу шедший дедок спросил который час. "Sieben und zwanzig Minuten nach drei"(двадцать семь минут после трёх) - это я позже узнала, что в немецком так не говорят, а говорят "три минуты до половины четвёртого" или "пятнадцать, двадцать семь", ну не важно... Дедушка прошёл два шага, потом повернулся и спросил откуда я. "Aus Kiew". На что мне собеседник ответил: "A-Aa! Aus Kiel!!! Die Fischköpfe reden immer so kommisch" (А-а! Из Киля!!! Рыбные головы они всегда так смешно разговаривают). Дедок был просто глуховат, но во мне он вызвал радость: меня приняли за свою! Тогда мне это было важно. Вот так Киль стал мне родным. Побывать в этом балтийском городе мне удалось впервые в начале нашего отпуска 8 и 9-го июня. Сначала мы прилетели с юга на север в Гамбург, а потом сели на автобус и за 20 евриков комфортабельно добрались до Киля, воззрели наш корабль ("Das Traumschiff") и поселились на одну ночку в гостинице "Berliner Hof". С утра позавтракав, прошлись по пешеходной зоне, купили зубную пасту и мочалку, искали мне какую-то северную панамку, но не нашли. На променаде традиционно перекусили рыбной булкой, сев в пляжный корб.

Потом вернулись в гостиницу, взяли чемоданы, прокатили их к причалу, сдали багаж в круизный микроавтобус и растерялись, потому что до начала круиза оставалось ещё несколько часов. Муж нащупал в кармане две карточки из гостиницы, которые давали нам право пользоваться общественным транспортом бесплатно и предложил покататься по городу.
Первой целью были как всегда технические сооружения. Кильский канал. Это 98 километровый канал, соединяющий Северное и Балтийское моря.
Затем церкви. Порталы напоминали мне похожие порталы в других церквях немецкой Балтии.
Витражи отображали рыбацкую и приморскую жизнь.
Привлекла внешняя и внутренняя скромность евангелической церкви.
В церквях я как всегда сначала становилась в порталу спиной или боком и фотографировала органы, прости меня Бог, фоток было много, вот только две из них.
А потом был центр, парк, лебеди, фонтаны, молодёжь.
Ну и ратуша. Импозантное здание. Красная её часть была разрушена в войну.
 Хороший морской город, улыбчивые "рыбные головы".