Вчера
по MDR ( Mitteldeutsche Rudfunk - один из наследников телевидения ГДР)
показывали снятый в 2006 году документальный фильм «Russenkinder.
Mein Vater, der Feind» (Русские дети. Мой отец – враг).
С экрана на нас смотрел сегодня 60-летний
Ян Грегор,
довольно известный в восточной Германии эстрадный исполнитель и
рассказывал историю своего происхождения. Мать Яна ростила троих
маленьких детей, её муж, настоящий нацист, находился весной 1945 года
ещё в плену в Советском Союзе. В довоенное время в семье были споры:
отец вешал на стенку портрет Гитлера, мать снимала. В деревню
юго-восточнее от Ораниенбурга вошли Cоветские войска. О диком походе
русских, жители были наслышаны от беженцев. Зайдя в первый дом
потребовали еды и женщин. Едой их накормили, женщин искали в последующих
домах. В одном доме такой женщиной пришлось стать матери Яна Грегора.
Позже мать получила от мужа письмо: «Я ранен, контужен, но скоро вернусь
домой». Она ответила: «Я тоже ранена. Поблагодари за это твоего
Гитлера». Ян родился в январе 1946 года. Всё детство ему пришлось
конфронтироваться с кличкой «русеншвайн», испытывать на себе неприязнь
имеющегося в наличии «отца», с пяти лет он начал понимать тот факт, что
его отец в действительности не его отец, возникли сомнения: его мама –
это действительно его мама? Ну и выглядел он слегка явно не как его
собратья: черноволосый, слегка восточные скулы, раскосый разрез глаз.
Мать вынуждена была сопровождать Яна в школу, т.к. деревенские ребята
постоянно провоцировали и избивали мальчика. Только после перевода Яна в
другую школу возникла настороженность и поутихли все эти страсти.
Позже, уже во взрослой жизни, Ян Георге много гастролировал в странах
Европейского Содружества, пребывая в Союзе вглядывался в каждое лицо –
каждый взрослый темневолосый мужчина мог быть потенциально его отцом.
После насилия тех лет родилось порядка 100 тысяч детей (цифры из этого
документального фильма).
Фильм запал мне в душу не только
потому, что рассказывал о изнасилованиях, массово продолжавшихся до 1948
года и присечённых лишь после соответсвующих распоряжений советского
командования о наказнии в случае насилия, фильм рассказывал ещё и о
любви. Совестские войска в большом количестве состояли из молодых не
женатых офицеров, стремившихся к нормальности в новое уже мирное время.
Знакомясь с немками, которые иногда работали в советских комендатурах
переводчицами, секретаршами, медперсоналом, на кухне, между людьми
возникали нормальные человеческие отношения. Эти отношения никак не
поощрялись Советскими властями, вступать с такие отношения было
запрещено. В фильме две сестры излагали историю своего русского отца –
молодого офицера, который пожелал легализовать свои отношения с
немецкой подругой и после разговора о подаче заявления о заключении
брака в срочном порядке был отправлен назад в Союз. Вступать в легальные
отношения, заключать брак с немками, разрешалось только с 23 ноября
1957, официальной легализации уже существующих из этих отношений детей в
данном постановлении не предусматривалось. Первые годы ещё приходили
вскрытые письма, судя по содержанию не все, многие пропадали, позже
послания сошли, как оборванная нить, на нет. Повзрослевшие сёстры искали
отца. Как всегда помог случай и они получили письмо от сестры из
Барнаула, т.е. от своей тёти. Русский отец был отправлен на Сахалин, где
погиб при неизвестных обстоятельствах. Кстати, так к слову, все потомки
немцев являются немецкими гражданами, им не надо вступать в
гражданство, они его имеют от рождения, что вызвало массовое переселение
людей из постсоветских стран в Германию. Являются ли потомки русских
русскими?
Просмотрев фильм мне стали понятны некоторые
события из моей личной жизни, трудности, непредвиденные повороты судьбы,
с которыми я была связана, выйдя замуж за немца уже в конце
коммунистической эры. Я в то время тоже очень опасно жила, слава Богу
этого не осознавая, тогда был тоже конец войны – холодной войны. После
чего стали доступными многие документы и факты, названы цифры и
последствия насильственных и нежных межчеловеческих отношений.