Темы

вівторок, 25 квітня 2006 р.

Понимает ли меня ещё кто-то?

В ближайшие 100 лет исчезнет до 90% из существующих 6500 языков мира , они просто вымрут. Дигитальный архив в Нидерландах начал спор со временем.

Это у меня бывают моменты, когда мне хочется что-то перевести и донести до иноязычной публики :-), то, над чем я сама задумываюсь. Оригинал здесь  , фотографии взяты так же из оригинала. Я не считаю этот текст великолепным, тем более он не нов, статье года уже с 2, но может быть найдутся люди кого эта тема так же интересует как и меня.


Итак:

Хайнер Кизель

Маленький жужжащий столбик жёстких дисков запоминает языковый клад человечества. Он находится в подвале института психолингвистики имени Макса Планка в нидерландском местечке Ниймеген. На первом этаже кабинет технического руководителя этого института Петера Виттенбурга. Немецкий эксперт дигитализирования нажимает на кнопку своего лептопа и сразу раздаётся пение пожилой женщины. Она жалуется, «сен миим едим», поёт о друге, покинувшем её. Её язык называется «Тофа», на нём разговаривают примерно 300 человек в одном бедном горном регионе Сибири. Своим пением жители этого региона успокаивают оленей. Следующее нажатие. Банк данных представляет нашему слуху мужской голос. Он звучит так, вроде у говорящего три шарика во рту и пробка от шампанского между зубами. Язык «Вичита» - язык индейцев северной Америки, на сегодняшний день его понимают только десять пожилых мужчин.
В подвале хранятся языки, на которых скоро не будет говорить никто. Эти жёсткие диски являются сердцем программы «Документация языков, которым угрожает исчезновение» (на немецком «Dokumentation bedrohter Sprachen» сокращённо Dobes). Виттембург собирает, дигитализирует, записывает в память, чтобы «и через 100 лет люди смогли услышать на сколько богатым было некогда языковое разнообразие человечества». Виттембург – «я человек техники» - некогда участвовал в сборке инструментов для американской космической станции Скайлаб (Skylab), сегодня работает над самым большим в мире язковоархивирующим проектом.
Всё выглядит мрачно. Не всегда языковые семьи живут рядом, совмещаясь в согласии, чаще всего крупные заглатывают более мелких. «Тофа» сдаётся русскому, в регионах Амазонии бразилианский проглатывает один за другим местные индианские наречия. Специалисты считают, что из существующих в наше время 6500 живых языков в ближайшие 100 лет исчезнет от 60 до 90% их числа.

Исчезают старые познания

Что вообще называют самостоятельным языком? Общим знаменателем у лингвистов считается форма самовыражения, которая не понятна другим, так как она другими не была изучена. Но на сколько расширен этой критерий, если швейцарский немецкий практически не понятен жителям Гамбурга и всё же считается всего лишь немецким диалектом? Хорваты и сербы на языковом уровне практически не имеют проблем, но никто не оспаривает ихний национальный язык. Следует всегда обращать внимание на то, существует ли общий шрифт, на сколько совпадает общий набор слов и как он отличается от соседского и что сам носитель языка говорит о нём.
Широкая интерпритация лингвистических, культурных и политических особенностей привело некоторых учёных к описанию 15 000 различных языков.6 500 -это осознанное число языков, соответствующее мнению большинства учёных и описанное в хвалёных американских исследованиях «Enthologue».
Определение смертности языков покажется дерзким. Следует только обратиться к статистикам. Большая половина человечества обходится примерно 20-ю более распространёными языками. Остальные живут в огромном языковом разнообразии, но в более маленьких обществах. Из ряда исследований можно сделать заключение, сколько носителей требует язык, что бы быть более-менее жизнеспособным. Это преподноситься с осознанием о возрасте говорящих, переменном использовании двух языков, коэфициентом использования одного или другого языка, если говорящий использует оба, и в конце концов приводится соотношение к общему количеству языков. Результат – это более чем проявление уплотняющейся неловкости, это жёсткая статистическая величина.
Возникновение и появление новых языков - в принципе естественный процесс. Многие тысячи языков бесследно возникли и ушли в прошлое. До сих пор это только огорчало исследователей. Сейчас же, в следствии глобализации, вымирание языков ускорилось.В данный момент даже техники, такие как Виттемберг, озадачены, так как к большинству идомов не существует ни словарей ни грамматики.
Человечество теряет большую часть своего наследия. То, что Виттемберг сохраняет в Ниймегене «это съёмки бракосочетаний, религиозные церемонии, сельское хозяйство, охота». Знания о лекарственных растениях, экологических системах уходят с исчезновением одного языка. Никак не возможно лучше рассказать о кенгуру, чем на «кунвиньку», одном австралийском языке. В наборе слов этого идома имелось слово к каждому из многочисленных видов прыжков, которое делает это животное, ещё задолго до того, как эти прыжки и другие движения были исследованы.
Без анализа языка аборигенов, жителей Мадагаскара, Малагаса, врядли можно было прийти к выводу, что мадегасцы должны были некогда переселиться из Индонезии, а не с ближайшего африканского континента. Язык – это сеть, каждодневность, знание и история одного общества, растянутая и объединяющая. Если эту сеть порвать, носитель языка теряет свою часть, часть собственной культурной индивидуальности. Часто само общество разрушается после потери общего метода взаимопонимания.

В пути по Кавказу

Язык умирает не потому, что он стар, слаб или не соответствует новому времени. Восхитительным для пользователей всего мира является свойство языков в изменяющихся условиях оставаться актуальным методом коммуникации. Умирают их носители. Иногда это происходит по причине природных катастроф или эпидемий. Иногда языки исчезают потому, что родители не передают его последующему поколению. Детям должно быть в жизни проще продвинуться в обществе без кажущегося балласта диалекта меньшинства.
UNESCO считает языки культурным наследием и способствует их сохранению. В Германии Dobes программу поддерживает Volkswagenstiftung, который с 1999 года выделил на данную работу более 8 млн.евро.
Уже подключена к работе 21-я исследовательская группа. Учёные в пути на кавказских высотах, в степях Монголии и в бразилианских джунглях. Они документируют на Соломонских островах язык «теон», количество говорящих на нём радикально сократилось после кровавой гражданской войны. Исследователи также в пути с микрофоном на берегу слоновой кости. Там только пара сотен человек говорит на «ега».Так как женитьба в пределах племени не принята, «ега» является быстроисчезающим языком.

Жёсткие диски никуда не годятся

Виттембург восхищён огромным оптимизмом своих сотрудников в Ниймегене и теми, кто при жаре и в пыли производит сбор информации. Совместно их подталкивает надежда, что собранный материал поможет дать новую силу к жизни уходящим языкам. Арийский и «майори» в Новой Зеландии, оба эти языка исчезали под натиском английского, но были успешно «оживлены».
Весной заканчивается работа первых групп. Виттемберг представит своим работникам новые носители памяти. Между собой будут объединены съёмка, транскрипции, переводы, описания грамматики, что бы интересующийся темой «находил синтаксический феномен одного конкретного языка и получал к нему съёмочный и текствый материал».
Банк данных будет доступен каждому, открыт всем, кто имеет права вхождения в специальную систему работа над которой сейчас ещё ведётся в Ниймегене, но и одновременно предотвращено коммерческое пользование этими знаниями, а то «ещё кому-то придёт в голову снять рекламный ролик для кока-колы на определённом вымершем языке». Защитить авторские права просто, но что, например, делать с той информацией, которая, например, нарушает религиозные чувства. Виттемберг: «Табутемой является во многих обществах разговор об умерших, поэтому съёмки этих людей не возможно представить всему миру». Такие звуковые документы на несколько столетий станут недоступными.
Но все эти данные должны сначала такое долгое время выжить. Камнем преткновения является опят с австралийским языками, потерянными на испорченных магнитных лентах и дырочных картах. Поэтому вся информация Dobes программы базируется на открытом стандарте.
Но машинерия всего процесса полна недостатков. «Что бы мы не брали в качестве пямятеносителей - всё не годится“, - утверждает Виттемберг. Со времён глиняных табличек наблюдается спад срока хранения. Поэтому во многих местах в мире имеется копия архива, на тот случай, если «сгорит дом ».
В конце концов всё зависит от любопытства будущих поколений: «Мы нашли разгадку клинописного шрифта, это стоило не мало денег, то может в будущем будет существовать общество, которое не пожалеет средств на интерпретацию наших Bit серий».


фото: рання форма архивирования петроглифами у фрэмоиндейцев из штата Юта.



Комментарии

 



Tamara Prokofjeva Меню пользователя     
25-04-2006 20:00 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re: Понимает ли меня ещё кто-то?
Интересная статья. спасибо, Наташа. что перевели. Язык - вообще интересное дело.

“В языкознании давно уже существует два основных, несогласных между собой течения: в первом на первом плане – логика, во втором – психология. Собственно язык как созидающая энергия” (А.Ветухов.“Начатки русской грамматики”, ХХ в.).
Слово - в земном, материальном мире – корень самого себя, и потому в нем - корни всех вещей, ибо нет вещи не названной, не отраженной в слове.
“В языке содержится ряд механизмов, связанных с познавательной способностью человека, раскрывающих корни вещей” П.Флоренский. Письма к А. Ветухову, ХХ в.

http://magazines.russ.ru/nlik/2000/3/fursov.html

а на основе какого языка возник немецкий язык?

"Язык «Вичита» - язык индейцев северной Америки, на сегодняшний день его понимают только десять пожилых мужчин" -
Можно ли спасти живой язык искусственным путём? Можно. если пожилые мужчины женятся. обучат своему языку детей и так далее. Допустим. что через некоторое время количество людей, знающих этот язык сильно увеличится. И что? Через много поколений язык людей, говорящих на языке «Вичита» будет значительно отличатся от языка, на котором сейчас говорят эти десять мужчин. Язык дело живое:))
Латинский язык практически не существует как живой, только как в профессиональном пользовании, но ведь сколько на его основе возникло новых прекрасных языков. Вы можете сейчас представить себе мировую культуру без этих языков, которые возникли на основе латинского?



N. K.
26-04-2006 12:45 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[2]: Понимает ли меня ещё кто-то?
"а на основе какого языка возник немецкий язык?"
О возниктовении ничего не знаю, это такой же вопрос, как: на основе чего возникла речь?
Вот о том, что и как влияло на развитие, об этом читалось мною много, да и чувствую я это на каждом шагу. Немецкий относиться к романо-германским языкам, т.к. бОльшая часть сегодняшней немецкоговорящей территории в своё время относилась к Римской империи. Диалекты северных частей Германии очень сильно смахивают на некоторые скандинавские наречия в перемешку с готическим гОвором (готы - одно из германских племён). Короче говорить об этом можно бес_ко_нечно...
Латынь я не считаю умершим языком, это один из государственных языков Ватикана, как Вы правильно отметили это проффессиональный язык каждого в мире(!) аптекаря, врача и биолога. У нас латынь изучают в некоторых гимназиях, при том, как первый иностранный, затем уже идёт английский. Просто латынь не имеет такого классического развития, как русский, немецкий или др.языки. Латынь не разговорный язык простаков, в своё время этот язык был возвышен и результаты этого возвышения мы видим сейчас. Хотя если взглянуть на английский, то развитию этого языка в связи с компьютеризацией и глобализацией тоже не позавидуешь, он теряет лицо, упрощаеться, засоряется. Так мало лирики на английском, так много примитивизма...
Тамара, спасибо за ссылку - прочла с интересом.

суботу, 22 квітня 2006 р.

Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя



27 апреля 1986 года я проснулась к часам девяти, дообеденное время завтракала, убирала в комнате и приводила себя в порядок. После обеда я была приглашена в Обухов – пригород Киева, где жила моя школьная подруга – у неё был день рождения. Ленка училась в универе на биолога и хотела в этот день познакомить меня со своими хамелитонами. Часам к одиннадцати я отправилась на Владимирский рынок и была удивлена пустоте царствующей на этом одном из центральных рынков. На дверях крытого павильйона висел большой замок, открытые торговые ряды были пусты за исключением одного мужичка продававшего лапти и женщины с ведром уже довольно широко распустившихся тюльпанов. Я с какой-то внутренней досадой спросила о цене: «Рубль и забирай все, у меня с утра никто ни одного цветочка ещё не купил». Странный какой-то день, подумала я, и отправилась с охапкой тюльпанов на автобусную остановку за рынком. Простояв с час, перекуривая, перелаживая всё с одной руки в другую, я начала наворачивать круги вокруг билетного ларька в поисках причины отсутствия автобусного движения. Про велогонку в Киеве я знала, но она не проходила в этом районе и поэтому меня всё смущало. Минуту позже я нашла в стекле надпись простым карандашом на коричневой картонке: «27-30 апреля автобусы ходить не будут» Без указания причин почему...Заглянув в кошелёк, в которм лежало 39 рублей – остаток от вчера полученной стипендии после покупки тюльпанов, и слегка прокалькулировав на что мне этого остатка хватит, я решила притормозить тачку и отправиться в Обухов на такси. В разговоре таксист жаловался на шлагбаумы и перекрытия по всему городу и намекнул мне в форме тайного слуха о том, что параллельно к велогонке где-то на какой-то электростанции недалеко произошла авария. Прибыв к Ленке, я обнаружила, что из многчисленно приглашённых гостей приехать смогла только я и ещё позвонил какой-то долгожданный Дима, объявив, что электрички не ходят, он не приедет. Растрепав все таксистские сплетни мы с ленкиными родителями вышли из-за праздничного стола на балкон и с тревогой смотрели в сторону Трипольской электростанции, ленкин отец куда-то звонил. Вечером, хорошо поддатая или только поддатость изображая, я припёрлась в общагу и всех развеселила новостью о взрыве. Моему окружению подобные слухи показались на столько не вероятными, что всем стало только смешно от моих дневных приключений. Пары на следующий день я проспала, вернее, так было запланированно, т.к. дело шло к сесии и уже что-то спасать своим появлением в «школе» было бесполезно. Поэтому я и находилась в 12 часов дня в своей комнате, когда по радио передали об аварии на Чернобыльской электростаниции.


Сегодня 20 лет спустя читаю статью Горбачёва в немецкой газете «Die Welt»:“Wir hatten nichts zu verbergen, wir verfügten über keine Informationen“ (Мы ничего не скрывали, мы просто не владели никокакой информацией). Как я ему верю!


События последующих дней развивались ежеминутно, передавали об эвакуации жителей Припяти, самую противоречивую информацию об опастности радиации. Помню очередь в аптеке за йодом, т.к. появились рекомендации употреблять йод, добавляя его по несколько капель в чай, я уже не помню даже причины объясняющие необходимость этого употребления. О лечебных свойствах водки тоже говорилось не мало. Главный тезис – водка выводит радиацию из организма. Самые дикие слухи о массовых абортах, о переполненности киевского центрального железнодорожного вокзала, о ценах на билеты в Москву (почему именно туда? - неужели именно только там можно было найти спасение?) я уже не стала проверять – мне было в этом хаосе всё параллельно. Помню, что мы сидели целыми днями на подоконниках при открытых окнах с цыгаркою в губах и с визгом спрыгивали, когда к общаге подъезжала очередная моющая машина и обдавала нас большим напором воды. Мы брали в руки сбитых майских жуков и выбрасывали их вновь со словами «радиоактивный лётчик». Здания и деревья «мылись» по 3-4 раза ежедневно.

9 мая мне припекло повидать мою бабушку и я отправилась в Чернигов. Там моя тётя сидела на чемоданах, то объявлялаь эвакуация, то отменялась, так никуда их и не эвакуировали, живут там и по сей день. На следующий день в поезде по направлению к Гомелю я познакомилась с молодой парой. Эта семья была всего каких-то 2 недели назад эвакуированна из Притяти. Молодой инженер очень убедительным тоном утверждал, что через месяц они смогут вернуться назад, когда всё почистят и помоют...


На днях я смортела по ARTE несколько передач о возвращенцах в 30 киллометровую зону. Люди любят свою землю, страдают от экономических неувязиц в стране, возвращаются... Я всё же желаю той молодой семье идти дальше, ехать в том поезде вперёд, а не назад, не возвращаться.
К концу мая, поздавав первые зачёты и получив выход на экзамены, мы решили расслабиться на природе и отправились семиголовой компанией с палатками на природу в сторону Броваров. Что-то мне не здоровилось и посорившись из-за какой-то тушёнки с нашим бабьём мы со Светкой Блучкой решили вернуться в Киев и на следующий день поехали в Обухов купаться на какое-то озеро. У Светки в Обухове была квартира, часть которой сдавалась квартирантам, в другой комнате можно было если что переночевать. Нажарившись на солнце и выпив не одну пляшку крепких радиациювыводящих напитков, меня всю ночь трясло, я впадала в бред. Дня 2 спустя врачи поставили мне диагноз – энцефалополиневрит, т.е. воспалениее жидкости окружающей кору головного мозга. Я не чувствовала стоп обоих ног и у меня не было никаких ощущений в кистях рук. Общее мнение моего тогдашнего медицинского и не медицинского окружения: «Во всём виновата радиация». Вот это и был первый момент в моей жизни, когда узнаёшь сколько вокруг у тебя друзей – единственная Светка забила на учёбу и экзамены и тащила меня на руках в студенческую поликлиннику и позже уже в больнице сидела рядом, мыла меня и выносила утку. Мобилок тогда ещё не сущестовало, поэтому мои родители приехали в Киев лишь через дня три, когда уже после литро-киллограмов антибиотиков всё самое опасное было позади и я начала чувствовать и ноги и руки. Дня через 4 пришли меня проведать мои киевские родственники, узнавшие от родителей о болезни, с жаренной картошкой в банке, с котлетами, фруктами и соками. И професора отыскали для постановки «правильносформулированного» диагноза. Появился так же в больнице и мой одногруппник Димка, приволок огромный букет роз и киллограмма 3 черешень. Моя мама порекомендовала отдать цветы професору в связи с днём медика, та врач, которая во всей этой ситуации сиграла решаюшую роль так и осталась без цветов, она не была професcором. Мне хотя бы сейчас хочется сказать ей простое человеческое спасибо. она действительно медик, с БОЛЬШОЙ БУКВЫ! Даже имени не знаю.

В Киеве в эти дни всех детей отправили на оздоровление куда-то на юг, подальше от Киева и Чернобыля. Город, застывший от дрожащей в воздухе жары, напоминал всеобщую минуту молчания, затянувшуюся на месяц. В палате со мной лежала одна очень пожилая 82-летная еврейка. Она была приятным, очень мудрым человеком. О том, что она еврейка говорили другие пациенты больницы, т.к. её дети приносили ей какие-то перемолотые и не по украински приправленные блюда, которые она делила на сотни частей и угощала всех пациентов в своём радиусе. Днём она мне много рассказывала и читала вслух, сопровождала меня на сеансы иглоукалывания и физиотерапии, а вечерами прижимала фотографии отправленных на юг внуков и плакала о том, что она их никогда больше наверное не увидит. Я не знаю откуда у людей возникает антисемизм, меня в жизни сопровождали многие евреи, это всегда были очень положительные, культурные, добрые люди.

Сегодня читаю дальше в вышеупомянутой газете: «Die Reaktor-Katastrofe war für den Zerfall der Sowjetunion entscheidender als die Perestroika» (Катастрофа реактора сиграла в распаде Советского Союза ещё более решающую роль, чем перестройка), значит более решающую роль во всей нашей прошлой, настоящей и будущей жизни, чем что-либо.


Комментарии

 





  Пользователь удален
21-04-2006 16:24 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Tak ja ne ponjala, eto u tebja iz-za radiacii vse-taki sluchilos'? A kak ty sebja sejchas chustvuech'?
Spasibo za rasskaz!

N. K.
21-04-2006 18:18 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[2]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Да, нет )) не из-за радиации, подобные болезни типа менингита и энцефалита переносятся какими-то лесными клещами - нефиг было по озёрам да лесам лазить. После того лечения у меня к счастью не осталось никаких осложнений.
Гюльнара Меню пользователя     
21-04-2006 16:51 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Наташа, представляете, у меня соседка была, и она рассказывала, что в это время ее сын служил в армии, и их отправили на ликвидацию Чернобыльской аварии. И они там работали как есть - без масок, без защитных костюмов. Когда она об этом узнала, у нее случился инфаркт. А сын вернулся, и по всему телу у него были какие-то пятна. Врачи руками разводили, ничто не помогало. Брат подсказал ей (у него до сих пор большая пасека), что нужно пчелиное маточное молочко принимать. И только этим его вылечили.
А насчет замечания об евреях и анитисемитизме - отдельное спасибо. От меня и от моей матушки Инессы Александровны!

N. K.
21-04-2006 18:23 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[2]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
У нас так много сейчас показывают на эту тему об аварии, о последствиях, об обществах поддерживающих заболевших детей.. вот и навеялось...Хотя про мёд и пасеку и всякие природные чудеса я не верю, это случайность, видимо было на судьбе того парня написано дальше жить и это очень хорошо, и есть в этом какая-то надежда для всех, кого эта авария так или иначе коснулась.
N. K.
24-04-2006 12:58 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[2]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
В сегодняшней "Die Welt" есть статья Игоря Костина, первого фотографа катастрофы, который рассказывает об учавствии в ликвидации катастрофы около 500 000 солдат в первые же дни: " Они получили до 25 ренген, что превышает даже максимальную норму в военное время...им выдали по 100 рублей и грамоту..." ну и дальше в статье говориться, что есть много репортажей о катастрофе, но почти не известны судьбы этих ребят, они как-то не дают о себе знать..." Гулечка, может сын твоей бывшей соседки напишет что-то? У него уже должна со временем созреть оценка всего происшедшего. Это будет очень итересный рассказ.
Tamara Prokofjeva Меню пользователя     
21-04-2006 21:08 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
спасибо за рассказ, Наташа. Эта катастрофа аукается людям в разных уголках бывшего Советского Союза и национальности не спрашивает, так же как и после бомбёжки в Югославии. В Эстонии за то, что потерял здоровье на Чернобыле, можешь обратиться за пенсией по статье как репрессированный. и не спрашивай почему, очередная загадка. А что касается информации, приведу пример из Гомеля лет на 15 раньше. Прибежала соседка и говорит, что в магазинах появился растворимый кофе и зелёный горошек. Мы помчались за таким чудом, но увы в магазинах уже всё убрали, потому как господин Машеров, уже по городу проехал. Так что господин Горбачёв и прочие были в курсе, я так думаю. И потом, насколько теперь помню, должна была сработать система гражданской обороны. Она и сработала, была истинно"Гражданской". А как открыта такая информация теперь в мире? извлекли ли мы урок?
N. K.
22-04-2006 12:28 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[2]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Вчера по телевизору была очередная передача, в которой собрали информацию о последствиях катастрофы для жителей Евросоюза. Коротко можно было подвести такой итог:"забота лишь о том как бедному европейцу пропитаться". Дичь из баварского леса ещё очень сильно контаминирована, каждого третьего кабана сжигают и не пускают в продажу, лисички из Литвы, которые у нас продаются на каждом углу, имели 0 бэкарель. Самому наверное в техническом плане не грамотному человеку понятно, что на всём земном шаре существует естественная радиация и 0 бэкарель просто быть не может нигде. Также были небольшие отрывки из репортажей об измерениях у людей, вернувшихся в зону, они там регулярно видимо сдают продукты на проверку, если показания, например, на молоко превышают 100 бэкарель, то молоко уже нельзя употреблять. В Германии высшая планка для молока 300 бэкарель.. Цинизм продолжается... :-(
Tamara Prokofjeva Меню пользователя     
22-04-2006 13:47 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[3]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Я о таких единицах измерения и не слышала. Вот старушки у нас экономные, пытались остатки магазинного молока сквасить и творожок сделать. не знаю. что туда добавляют по европейским нормам, но такая бяка выходит. По возможности покупают домашнее молоко, у кого знкомые в деревне есть. с этим молоком пока всё в порядке.
N. K.
22-04-2006 14:01 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[4]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Это к радиации не имеет никакого отношения, это современные технологии сохранения и удлинения сроков употребления продуктов. Европейское молоко в порядке, просто его не разрешают больше совершенно свежим продавать из-за гигеинических норм. Его нагревают сразу же после поставки на молокозавод до 800°C мгновенным микроволновым нагреванием и сразу же охлаждают то температур приближённых к нулю. При этом погибают все бактерии в том числе и молочнокислые. Т.е. остатки молока из магазина можно "скислить" добавив эти бактерии извне, например, ложку кислого молока, ряженки или кефира (в данных примерах это разные микроорганизмы, какие конкретно нужны для творога и как они называются - я не знаю) ну и поставить всё в тёпленькое место при тем-ре примерно 20°
Tamara Prokofjeva Меню пользователя     
22-04-2006 14:16 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[5]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Интересно, буду знать. значит и все полезные бактерии уничтожаются тоже? то-то я смотрю, что мой организм начисто отказывается пить магазинное молоко.
Noun Michael Меню пользователя     
22-04-2006 08:54 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
В Ленте.ру появился фоторепортаж по теме. Небольшой, но... Мне хватило, короче. Вот, смотрите:
http://lenta.ru/photo/2006/04/17/pripyat/

N. K.
22-04-2006 12:34 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[2]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
да... меня тоже очень сильно эти фотки впечатляют и заставляют задуматься над смыслом во всём...

  Пользователь удален
24-04-2006 16:43 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
С интересом прочитала. Молодец, что подняла эту тему. У меня тетя из Гомеля и когда эта авария произошла, реакция людей была очень разной. Уезжали семьями, кто то только детей отправил, а вот ее родители и сами не уехали и детей никуда не отпустили, вот так страх повлиял на реакцию.
Но вот водоффкой поили и взрослых и детей, по три раза в день по столовой ложке!)
А я вот иногда прихожу к выводу, что мы ничему не учимся...
Вот нашли в феврале на московском рынке мясо зараженное сибирской язвой!!!!
Немножко в новостях поговорили и спустили все на тормозах...
А ведь это мясо уже прошло проверку!!!! И если бы не один врач, решивший перестраховаться и перепроверить, оно было бы на прилавках!
Случись такое на западе, мин. подал бы в отставку, эт в лучшем случае...а у нас все шито крыто!!!

N. K.
24-04-2006 19:41 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[2]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Я ж вроде на Западе, но здесь тоже бывают приключения то с мясом, то с птицей, то вон где-то недавно яйца никотином заразили... Слава Богу, что это всё пока в реальной жизни негативно не ощущается, а только из новостей на мозги давит.

sm
25-04-2006 22:43 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Я учился в то время в 18 школе в Чернигове. Потом учитель физики рассказывала, что предложили директору не выпускать детей на переменах на улицу (в кабинете физики были дозиметры, ДП-5 кажется, ну не помню, они трещали на радиацию. Когда открывали окна в классе, треск намного усиливался). Директор сказала не поднимать панику. Сейчас она в другой школе директор, известный, уважаемый человек...
N. K.
26-04-2006 12:52 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[2]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Многие ли школьники (да и взрослые) знали и знают о приницах работы таких приборов как дозиметры? О единицах измерения радиации? У меня лично высшее техническое образование, ядерная физика, лазеры и химические технологии входили в курс обучения, мною проходились неоднократно курсы по гражданской обороне, но в лучшем случае я знаю как устроен манометр и термометр...Читая других проффессионалов и непроффи, вижу, что все одинаково тупы по этому вопросу. А в школе вам могли в то время и трещёток наставить на крышу - открываете окно - слышно сильнее.. Всё это грустно.
Umora Umora Меню пользователя     
05-05-2006 22:04 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
А нас в школе послали на первое мая нарезать палочек из орешины для флажков, и мы купались в речке, правда холодно было жуть... А на обратном пути нам рассказали, что купаться не желательно поскольку бахнул чернобыль и пламя там 300 метров и проч. ужасы. Какое это точно было число - не помню.
И отец рассказывал, он ликвидатор типа, что один парень, перед тем как ехать домой, решил себе дрель почти новую взять в сарае (добра там много осталось от эвакуированных). Положил себе под подушку, а утром - толи не проснулся, толи проснулся, но встать уже не смог... домой отправился вперёд ногами...

N. K.
06-05-2006 15:13 (ссылка)
Скрыть комментарий  Запретить комментарии  Удалить комментарий  Это спам  
Re[2]: Чернобыльская катастрофа - воспоминания 20 лет спустя
Видишь - у каждого свои воспоминания - мы все свидетели какого-то определённого времени, кто школьником, кто студентом, кто ликвидатором...